ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]А-1248/2022 от 16.09.2022 Бугурусланского районного суда (Оренбургская область)

Адм.д.№2(1)а-1248/2022

УИД 56RS0007-01-2022-002197-78

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 сентября 2022 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи О.П. Пичугиной,

при секретаре Ю.В. Мастяевой,

с участием представителя истцов Фроловой Светланы Николаевны, представителя заинтересованного лица Выборновой Анастасии Сергеевны, заинтересованного лица Бернгардт Виталия Владимировича,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Хабибуллина Миргасыма Рывкатовича, Хабибуллина Ильяса Ряфкатовича к департаменту по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу о признании недействительным приказа от 30 ноября 2020 года № 419 «Об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя»

установил:

Хабибуллин М.Р., Хабибуллин И.Р. обратились в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что являются правообладателями земельного участка, с кадастровым номером , площадью кв.м., разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, с местоположением: .

АО «Оренбургнефтеотдача» (являющийся инициатором вынесенного приказа № 419) стало проводить летом 2021 года строительные работы по возведению своих объектов на земельном участке, находящимся в собственности административных истцом. Об этом стало известно от Бернгардт В.В., который взял у них указанный земельный участок в аренду, только 15 июля 2022 года. От него также стало известно, что часть принадлежащих административным истцам земельных участков изъяли в государственную собственности и передали АО «Оренбургнефтеотдача» на основании Приказа № 419 от 30 ноября 2020 года, вынесенного Департаментом по недропользованию по приволжскому Федеральному округу.

Как рассказал арендатор земельных участок, Бернгардт В.В., он обратился в прокуратуру Нижегородской области о подтверждении существования данного приказа с проведением прокурорского расследования.

И только 27 апреля 2022 года в адрес Бернгардт В.В. из Генеральной прокуратуры РФ пришел ответ, согласно которому действительно был издан вышеуказанный Приказ об изъятии части земельного участка площадью кв.м. из состава вышеуказанного земельного участка, с местоположением: и копии данного приказа в адрес административных истцов не направлялись, поэтому имеется основание обратиться в суд об отмене данного приказа, т.к. он вынесен с нарушением ст. 56.7 Земельного кодекса РФ. Кроме того, информация, опубликованная на официальном сайте Приволжскнедра, была размещена в целях выявления собственников подлежащего изъятию земельного участка и не связана с процедурой изъятия земельного участка с условным номером .

Считают, что трехмесячный срок, установленный на обжалование, не пропущен, поскольку о фактическом существовании вышеуказанного приказа административным истцам стало официально известно только 07.06.2022 от арендатора земельных участков Бернгардт В.В., который сообщил, что намерен подать административный иск об отмене Приказа № 419, поскольку получил ответ из Генеральной прокуратуры РФ 27.04.2022г. До этого он ничего не сообщал, никаких писем не получали, поэтому имеют право на предъявление административного иска до 07.09.2022г.

Также считают, что Приказ № 419 от 30.11.2020г. «Об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» является незаконным, нарушающим права и законные интересы собственников по следующим основаниям.

Административный ответчик издал приказ от 30.11.2020г. № 419 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд РФ с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя», согласно которому утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по образованию земельного участка с условным номером , площадью кв.м. из состава вышеуказанного земельного участка, с местоположением: , для размещения объекта: «Обустройство Пашкинского месторождения. Этап 1» для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами осуществляемый за счет средств АО «Оренбургнефтеотдача» в соответствии с лицензией ОРБ 00896 НЭ (дата государственной регистрации 23.09.1999). По изымаемому земельному участку предполагается прохождение трассы водовода на скважину.

С 01.04.2015г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (пю5 ст. 279 ГК РФ, пп.3 п.10 ст. 56.6 ЗК РФ), но и направить проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества 9п.2,4 ст. 56.10 ЗК РФ).

В нарушение данных норм ни АО «Оренбургнефтеотдача», ни административный ответчик в лице отдела геологии и лицензирования Приволжскнедра по Оренбургской области (ФИО8) не направляли проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд и копию данного приказа, что является существенным нарушением п.4 оспариваемого Приказа.

Спорный земельный участок 26.05.2021г. поставлен АО «Оренбургнефтеотдача» на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера , местоположение: , площадь кв.м.; кадастровая стоимость 231635,22 руб., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства.

В результате действий АО «Оренбургнефтеотдача» по постановке на государственный учет изъятой части земельного участка состоящего из двух контуров, образовался многоконтурный земельный участок (6-контурный), что привело к невозможности свободного перемещения между контурами земельного участка, уменьшению площади арендуемого земельного участка, изъятию личной собственности, к нарушению наших прав и законных интересов как собственников.

Кроме того, из-за реки Малый Сок и озера, вокруг участка, и так имелись препятствие для перемещения между двумя контурами земельного участка, поскольку не имеется возможность свободного прохода (проезда) через спорный земельный участок, на котором не планируется строительство наземных сооружений.

Административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежит по ? доле в праве собственности на земельный участок. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.

Бернгардт В.В. арендует земельный участок по договору аренды от 03.04.2018 (запись о регистрации права в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ), сроком на 5 лет.

Изъятие земельного участка для государственных нужд влечет досрочное прекращение договора аренды земельного участка, что лишает арендатора спорного земельного участка возможности использовать земельный участок и, как следствие, права на получение дохода административными истцами.

В результате утверждения административным ответчиком схемы расположения земельного участка на кадастром плане территории произошло деление контуров земельного участка, фактически земельный участок оказался многоконтурным. Образование изымаемого земельного участка согласно утвержденной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории влечет вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосицу, т.е. прямое нарушение ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.

Изымаемый участок земли расположен в середине основного участка, что не позволяет использовать основной участок по прямому назначению, в том числе распорядиться отдельно взятым контуром невозможно (продать, купить, подарить и т.д.).

В ходатайстве об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд указана цель изъятия – проведение работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средтсв недропользования.

Своё решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд АО «Оренбургнефтеотдача» обосновывает лишь наличием лицензии на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя) (пп.3 п.2 ст. 56.3 Земельного кодекса), а не целями строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными проектами планировки территории (пп.2 п.1 ст. 56.3 Земельного кодекса).

Само по себе наличие лицензии на право пользования участком недр, выданной по результатам аукциона, не свидетельствует о том, что деятельность заявителя направлена на удовлетворение публичных интересов, соответствует общественным потребностям.

Наличие лицензии предоставляет необходимые права соответствующему лицу, но не свидетельствует о безусловной направленности его действий на удовлетворение публичного интереса, обеспечение общественных потребностей.

Однако, принудительное изъятие участков у добросовестных правообладателей должно быть обосновано наличием исключительной государственной или муниципальной нужды, неотложными общественными интересами.

Соответствующее обоснование исключительной нужды должно содержаться в ходатайстве организации - недропользователя об изъятии земельного участка. Истцы полагают, что АО «Оренбургнефтеотдача» не доказано наличие в рассматриваемом случае государственной нужды и оснований для изъятия спорного земельного участка согласно ст. 49 ЗК РФ.

Согласно открытой информации, предоставленной на сайте «Государственного реестра участков недр, Пашкинское месторождение имеет статус участка недр, «не относящийся к участкам недр федерального значения или местного значения». Кроме того, границы изымаемого участка выходят за границы участка недр Пашкинского месторождения.

Таким образом, изъятие части земельного участка направлено не на полезные цели общества, а для извлечения прибыли акционерного общества, т.к. под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности, вследствие чего принудительное изъятие не может производиться только или преимущественно в целях получения выгоды другими частными субъектами, деятельность которых лишь опосредованно служит интересам общества (ст. 279 ГК РФ).

Кроме того, АО «Оренбургнефтеотдача» не были представлены доказательства о необходимости именно изъятия участка, поскольку использование земельного участка в целях недропользования может осуществляться и без его изъятия (аренда, сервитут).

При разрешении спора об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в целях его использования для недропользования, подлежит доказыванию наличие непосредственно государственных (муниципальных) нужд в изъятии конкретного имущества.

Сам по себе факт планируемого использования земельного участка в целях добычи тех или иных природных ресурсов не может являться единственным и безусловным основанием для изъятия земли у собственников и землепользователей.

Согласно публичной кадастровой карте, а также схеме земельного участка, спорный изымаемый земельный участок имеет общую границу с другими контурами земельного участка с кадастровым номером .

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет 30.11.2017г., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Из совокупности имеющейся информации, истцам стало известно, что по спорному изымаемому земельному участку планируется прохождение трассы водовода на скважину.

Непосредственная государственная, а не частная нужда АО «Оренбургнефтеотдача) в изъятии спорного земельного участка документально не подтверждена.

Департаментом и АО «Оренбургнефтеотдача) не была аргументирована невозможность строительства и эксплуатации водовода к скважине Пашкинского месторождения на спорном земельном участке без его изъятия, а путем получения его в пользование иными способами (субаренда, сервитут, публичный сервитут и др.).

Вынесение оспариваемого Приказа № 419 от 30.11.2020г. административным ответчиком об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд обосновывается только наличием лицензии на пользование, а не целями строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.

Просили восстановить срок для подачи административного иска, признать незаконным Приказ от 30.11.2020 № 419 Департамента по недропользованию по приволжскому Федеральному округу об изъятии земельного участка с кадастровым , местоположение: ; площадь кв.м. для государственных нужд российской Федерации с целью проведения работ АО «Оренбургнефтеотдача», связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя; обязать Департамент по недропользованию по Приволжскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов правообладателей земельного участка.

Определением от 26 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество «Оренбургнефтеотдача».

Определением от 01 сентября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Бернгардт Виталия Владимирович.

В судебное заседание административные истцы Хабибуллин М.Р., Хабибуллин И.Р. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили в суд своего представителя.

Представитель административных истцов – Фролова С.Н., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Департамента по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Направили в суд заявление, в котором просили в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Представитель заинтересованного лица АО «Оренбургнефтеотдача» Выборнова А.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного иска отказать в связи с пропуском срока обращения в суд.

Заинтересованное лицо Бернгардт В.В. в судебном заседании просил административный иск удовлетворить, считает, что изъятие земельного участка произошло незаконно.

Суд в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных истцов, представителя административного ответчика.

Выслушав объяснение представителя административного истцов, представителя заинтересованного лица, заинтересованного лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Следовательно, действие (бездействие), решение органа, должностного лица признается незаконным при наличии двух условий: если оно не соответствует закону и, если оно нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца.

Как следует из материалов дела, Хабибуллину М.Р., Хабибуллину И.Р. на праве собственности принадлежит по ? доле в праве собственности на земельный участок, с кадастровым номером кв.м., местоположение: . Право собственности зарегистрировано 30 ноября 2017 года в ЕГРН.

Указанный земельный участок по договору аренды от 03 апреля 2018 года передан во временное пользование Бернгард В.В., что также подтверждается актом приема-передачи от 03 апреля 2018 г. Судом установлено, что на момент рассмотрения дела договор аренды не исполняется, что следует из пояснений лиц, участвующих в судебном заседании.

30.11.2020г Департаментом по недропользованию по Приволжскому федеральному округу издан приказ N 419 об изъятии земельного участка у Хабибуллина И.Р., Хабибуллина М.Р. с условным номером площадью кв.м. образованный из земельного участка с кадастровым номером , площадью =/- кв.м. кв.м., находящегося по адресу: ,для государственных нужд Российской Федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами и осуществляемых за свет средств АО «Оренбургнефтеотдача» в соответствии с лицензией ОРБ 00898 НЭ (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Статьей 25.1 Закона о недрах предусмотрено, что земельные участки, лесные участки, водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и данным Законом.

В силу статьи 25.2 Закона о недрах прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и данным Законом. Допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится в частности для государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.

Перечень оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 данного Кодекса, вправе обратиться, в частности организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей (подпункт 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)).

Статьей 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации определены органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений: 1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения); 2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; 3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Как следует из подпункта 3 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса РФ, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 Земельного кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в пункте 1 статьи 56.4 данного Кодекса (пункт 4 статьи 56.3).

Согласно пункту 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд в соответствии с пунктом 1 приведенной статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято на основании ходатайств об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, с которыми в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 Кодекса, вправе обратиться, в том числе, организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

В соответствии с приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255, полномочиями по принятию решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) по месту нахождения изымаемых земельных участков наделен Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу (Приволжскнедра).

Согласно п. 7 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2 Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составу прилагаемых к нему документов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 26.04.2015 N 250, к ходатайству об изъятии прилагаются: схема расположения земельного участка, если подано ходатайство об изъятии земельных участков, которые подлежит образовать, и отсутствует утвержденный проект межевания территории, предусматривающий образование таких земельных участков; копия документа, удостоверяющего личность представителя заявителя; доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание ходатайства об изъятии. К ходатайству об изъятии заявитель вправе приложить: копию утвержденного проекта межевания территории (при наличии); копию решения о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории); выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимость на предполагаемые к изъятию для государственных или муниципальных нужд земельные участки, а также на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества; выписку из Единого государственного реестра юридических лиц о заявителе; копии документов, содержащих сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, в случае отсутствия таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости и др.

На основании пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, принимают решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии в следующих случаях: не соблюдены условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренные статьей 56.3 настоящего Кодекса; ходатайством об изъятии предусмотрено изъятие земельного участка по основаниям, не предусмотренным федеральными законами; схема расположения земельного участка, приложенная к ходатайству об изъятии, не может быть утверждена по основаниям, указанным в подпунктах 1, 3 - 5 пункта 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; в иных случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, если подано ходатайство об изъятии земельных участков для региональных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 7 статьи 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии не может быть принято если: земельные участки являются выморочным имуществом и на них отсутствуют объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности или в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них отсутствуют объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности или в пользовании третьих лиц; земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности, не обременены правами третьих лиц и на них расположены объекты недвижимого имущества, которые являются выморочным или бесхозяйным имуществом.

Из материалов дела следует, в Департамент по недропользованию по Приволжскому Федеральному округу поступило ходатайство (вход. № ОО-4089 от 13.10.2020) от АО «Оренбургнефтеотдача» об изъятии для государственных нужд Российской Федерации для целей проведения работ, связанных с пользованием недрами в связи с осуществлением недропользования по лицензии ОРБ 00898 НЭ от 23.09.1999, земельного участка с условным номером , площадью кв.м., расположенный по адресу: (образуемый путем раздела земельного участка имеющего кадастровый ).

К ходатайству об изъятии земельного участка были приложены: копия выписки из единого государственного реестра недвижимости в отношении изымаемого участка, копия лицензии ОРБ 00898 НЭ от 23.09.1999г. АО «Оренбургнефтеотдача» (ранее ЗАО «Оренбургнефтеотдача) на добычу нефти и газа на Пашкинском месторождении, дополнение к лицензии от 03.02.2011, дополнение №1 к лицензии от 24.05.2013, схема расположения земельного участка.

Дополнением №1 к лицензии ОРБ 00898 НЭ Управление по недропользованию в Оренбургской области от 24.05.2013 №653 внесены изменения в лицензию ОРБ №00898 НЭ в части продления срока действия лицензии до 31.05.2033г. и условий пользования недрами, а именно лицензия ОРБ 00898 НЭ, выданная ОАО «Оренбургнефть» от 06.07.1999, переоформлена на ЗАО «Оренбургнефтеотдача» для продолжения добычи нефти и газа из продуктивных отложений осадочного чехла до глубины 1650 м в границах горного отвода, включено в состав лицензии в качестве неотъемлемой части, в том числе приложение №9 – дополнение №1 к лицензии ОРБ 00898 НЭ на право пользования недрами для добычи и газа на Пашкинском месторождении в Оренбургской области.

Согласно сообщению ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу» от 26.10.2020г. № 2319-04 земельный участок с условным номером расположен в контуре проекции на земную поверхность границ предоставленного в пользование участка недр по лицензии ОРБ 00898 НЭ.

Указанные материалы послужили основанием для рассмотрения на заседании комиссии по рассмотрению ходатайства об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования и принятия решения об изъятии у Хабибуллиных земельного участка.

При этом, наличия оснований для отказа в удовлетворении ходатайства АО «Оренбургнефтеотдача» об изъятии земельного участка, предусмотренных пунктом 11 статьи 56.4 ЗК РФ и пунктом 7 статьи 56.6 ЗК РФ, не установлено.

Оспариваемый приказ принят уполномоченным государственным органом, на основании ходатайства недропользователя, при наличии лицензии, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Оценивая доводы административных истцов об отсутствии доказательств необходимости изъятия спорного земельного участка для государственных нужд Российской Федерации суд исходит из следующего.

Согласно части 2 статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к задачам государственной системы лицензирования недропользования относятся: обеспечение практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации и обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации. Таким образом, государство реализует свои права в отношении государственного фонда недр посредством предоставления участков недр в пользование, причем делает это в публичных интересах. Независимо от источника финансирования работ по освоению участка недр, проводимых в соответствии с лицензией на пользование недрами, указанные работы направлены на удовлетворение помимо частных интересов компании недропользователя государственных нужд Российской Федерации по обеспечению эффективного и рационального недропользования.

Согласно статье 1.2 Закона о недрах недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе, для разведки и добычи полезных ископаемых.

Предоставление права на пользование недрами оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

В целях реализации недропользователем задач по разведке и добыче полезных ископаемых законом предусмотрена процедура изъятия земельных участков для государственных нужд на основании лицензии на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя (подпункт 3 пункта 2 статьи 56.3 ЗК РФ)).

Под государственными нуждами понимаются потребности государства, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.

Изъятие спорного земельного участка в целях добычи нефти и газа, используемых в качестве бытового, энергетического топлива, сырья для металлургической и химической промышленности, осуществляется в рамках государственного регулирования в области добычи и использования нефти и газа и производится не только в целях получения выгоды частными субъектами, но и на достижение интересов общества, в том числе по снабжению населения социально значимым энергоносителем.

Материалами дела подтверждается, АО «Оренбургнефтеотдача» является обладателем лицензии на право пользования недрами ОРБ 00898 НЭ от 23.09.1999.

АО «Оренбургнефтеотдача» осуществляет недропользование на лицензионной территории на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, и реализует право на обращение с ходатайством об изъятии земельных участков для федеральных нужд в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей в соответствии со ст. 56.2. Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер и цели деятельности АО «Оренбургнефтеотдача», изъятие земельного участка в целях проведения работ, связанных с недропользованием на основании лицензии на право пользования недрами ОРБ 00898 НЭ от 23.09.1999, осуществляется в соответствии со стратегическими целями и задачами государственной энергетической политики в области недропользования, определенными Энергетической стратегией России на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 1523-р, и направлена не только на получение прибыли хозяйствующим субъектом, но и на достижение интересов общества (Российской Федерации), в том числе по обеспечению стабильного, бесперебойного и экономически эффективного удовлетворения внутреннего спроса на нефть и нефтепродукты для обеспечения стабильных поступлений в доходную часть консолидированного бюджета страны.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 N 442, АО «Оренбургнефтеотдача» реализовало предоставленное ему законом правомочие, как организация, являющаяся пользователем недрами на основании выданной федеральным органом исполнительной власти лицензии, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет своих средств.

Выполнение работ по добычи нефти и газа из продуктивных отложений осадочного чехла до глубины 1650 м в границах горного отвода на Пашкинском месторождении в Оренбургской области согласована, что нашло отражение в приложении №9 – дополнение №1 к лицензии ОРБ 00898 НЭ.

Таким образом государством одобрено выполнение в период до 2053 годы работ, связанных с использованием недр в пределах границ территории, на которую распространяется сфера действия лицензии АО «Оренбургнефтеотдача».

Материалами дела подтверждается и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что спорный земельный участок полностью располагается в границах территории, предусмотренной лицензией ОРБ 00898 НЭ.

Более того, государственное регулирование в области недропользования, равно как и добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр, невозможны без изъятия спорных земельных участков.

Принятию уполномоченным органом решения об изъятии земельных участков не предшествует определение иных способов пользования изымаемым земельным участком (аренда, сервитут и т.д.).

В соответствии с действующим законодательством, право недропользователя на изъятие земельного участка для проведения работ, связанных с использованием недр, не обусловлено его обязанностью доказать невозможность использования спорного участка на иных основаниях.

Административные истцы ссылаются на "Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденный Президиумом Верховного суда Российской Федерации 13.04.2016.

Однако данные ссылки не принимаются к рассмотрению, поскольку позиция относительно изъятия земельных участков, изложенная в указанном Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, основывается на редакции Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым в Земельный кодекс Российской Федерации введена глава VII.1, устанавливающая действующий в настоящее время порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Относительно доводов административных истцов о неисполнении обязанности уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении, суд приходит к следующему.

Статья 56.6 ЗК РФ предусматривает требования к решению об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно пункту 10 статьи 56.6 ЗК РФ в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение в том числе: 1) осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию; 3) направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.

В соответствии с пунктом 11 статьи 56.6 ЗК РФ правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе правообладателя изымаемой недвижимости и отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным в день отправления указанной копии.

В случае отсутствия предусмотренных подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи сведений о почтовом адресе и об адресе электронной почты правообладателя изымаемой недвижимости данный правообладатель считается уведомленным со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 10 настоящей статьи.

Из материалов дела усматривается, что 09.12.2020 в адрес Хабибуллина И.Р. заказным почтовым отправлением направлена копия приказа Приволжскнедра от 30.11.2020 № 419 «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» (почтовый идентификатор 80081555893626).

Согласно сообщению АО «Почта России» от 16.09.2022г № 65-177-03/531 письмо с указанным почтовым идентификатором вручено Хабибуллину И.Р. лично 16.12.2020г. (информация о вручении внесена на сайт 18.12.2021г.)

Из сообщения администрации муниципального образования «Северный сельсовет» Северного района Оренбургской области от 04 декабря 2020 года №205 усматривается, что Приказ «Об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской федерации с целью проведения работ, связанных с пользованием недрами за счет средств недропользователя» от 30.11.2020 № 419 размещен на официальном сайте администрации, что подтверждается скриншотом с сайта.

Из представленных в суд возражений административного ответчика усматривается, что сведениями о почтовом адресе правообладателя Хабибуллина М.Р., административный ответчик не располагал, что и не отрицалось представителем административных истцов Фроловой С.Н.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что процедура размещения решения об изъятии земельного участка для государственных нужд Департаментом соблюдена, возможность ознакомления с оспариваемым приказом для правообладателей обеспечена.

Таким образом, правообладатель изымаемого земельного участка Хабибуллин И.Р. считается уведомленным о принятом решении об изъятии с 16.12.2020г., оспариваемый приказ доведен до Хабибуллина М.Р. 04.12.2020г., в отсутствие сведений о его почтовом адресе и об адресе электронной почты, путем опубликования на официальном сайте администрации муниципального образования «Северный сельсовет» Северного района Оренбургской области по месту нахождения земельного участка, подлежащего изъятию.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из материалов дела следует, что оспариваемый Приказ от 30.11.2020 г. № 419 опубликован 04 декабря 2020 года, следовательно, срок для обращения с административным исковым заявлением истек 04 марта 2021г., учитывая, что указанный приказ получен Хабибуллин И.Р. 16 декабря 2020 г., то он мог обратиться срок настоящим административным исковым заявлением в срок до 16 марта 2021 года. Кроме того суд учитывает, что с 28 марта 2022 года момента возбуждения Бугурусланским районным судом Оренбургской области (с.Северное) гражданского дела №130/2022 по иску АО «Оренбургнефтеотдача» к Хабибуллину М.Р., Хабибуллину И.Р. об изъятии земельного участка для государственных нужд Российской Федерации путем прекращения права собственности, административным истцам было известно о вынесенном Приказе от 30.11.2020 г. № 419.

С административным исковым заявлением Хабибуллин М.Р., Хабибуллин И.Р. обратились 21 июля 2022 года. Таким образом, срок обращения в суд пропущен значительно.

В обоснование уважительности причины пропуска срока административные истцы ссылались на болезнь. Однако документов, подтверждающих указанные доводы суду, не представили.

Иных уважительных причин в обоснование пропуска указанного срока административным истцом не приведено, и материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах, учитывая установленные Кодексом административного судопроизводства специальные сроки, суд приходит к выводу о пропуске стороной административного истца срока для обращения в суд без уважительных причин.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными. Однако такая необходимая совокупность по настоящему делу отсутствует, что является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Хабибуллина Миргасыма Рывкатовича, Хабибуллина Ильяса Ряфкатовича о признании недействительным Приказа Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 30 ноября 2020 года №419 об изъятии земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Бугурусланский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме изготовлено 30.09.2022 года.